О внутришкольном контроле

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ровненская средняя общеобразовательная школа Балахтинского района Красноярского края

 

О внутришкольном контроле

 

Муниципальное образовательное учреждение

Ровненская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

                                                                               Утверждаю:

Директор МОУ РСОШ

Греб Л.А. __________

«___» _______20___г.

 

Положение

о внутришкольном контроле

в Ровненской средней образовательной школе

 

1. Общие положения.

1.1.Настоящее Положение разра­ботано в соответствии с Законом I РФ «Об образовании», «Типовым  положением об образовательном   учреждении», Письмом министер­ства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно -контрольной деятельности», Уставом средней ровненской школы, программой развития школы и регламентирует содержание и по­рядок проведения внутришкольного контроля администрацией.

1.2. Внутришкольный контроль — главный источник информации для диагностики состояния образова­тельного процесса, основных ре­зультатов деятельности образова­тельного учреждения. Под внутри-школьным контролем понимается проведение членами администра­ции школы наблюдений, обследо­ваний, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в преде­лах своей компетенции за соблю­дением работниками школы зако­нодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в облас­ти образования.

Процедуре внутришкольного кон­троля предшествует инструктиро­вание должностных лиц по вопро­сам его проведения.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагоги­ческим советом, имеющим право вносить в него изменения и допол­нения.

1.4. Целями внутришкольного кон­троля являются:

 — улучшения качества образова­ния в школе;

— повышение мастерства учите­лей;

 — совершенствование деятельно­сти образовательного учреждения.

1.5. Задачи внутришкольного кон­троля:

— осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

— выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

— анализ причин, лежащих в осно­ве нарушений, принятие мер по их предупреждению;

 — анализ и экспертная оценка эф­фективности результатов деятель­ности педагогических работников;

— изучение результатов педагоги­ческой деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации обра­зовательного процесса и разра­ботка на этой основе предложений по распространению педагогичес­кого опыта и устранению негатив­ных тенденций;

— анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе; — оказание методической помощи педагогическим работникам в про­цессе контроля.

1.6. Функции внутришкольного контроля:

-  информационно-аналитическая;

-  контрольно-диагностическая;

-  коррективно-регулятивная.

1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директо­ра или эксперты вправе осуществ­лять внутришколькый контроль результатов деятельности работни­ков по вопросам:

• соблюдения законодательства РФ в области образования;

• осуществления государственной политики в области образования;

• использования финансовых и материальных средств в соответ­ствии с нормативами,

 использования методического обеспечения в образовательном процессе;

• реализации утвержденных обра­зовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

• соблюдения устава, правил внут­реннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

• соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контро­ля успеваемости;

своевременности предоставле­ния отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обес­печения, предусмотренных законо­дательством Российской Федера­ции, законодательством Красноярского края и правовыми актами орга­нов местного самоуправления;

• работу школьной столовой, медицинского работника.

1.8. При оценке учителя в ходе внут­ришкольного контроля учитывается:

• выполнение государственных  программ    в    полном    объеме            (прохождение материала, проведение практических работ,

контрольных работ, экскурсий и др.);

 • уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся;

 • степень самостоятельности учащихся,

 • владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

• дифференцированный подход к  учащимся в процессе обучения;           

• совместная деятельность учителя и ученика;

• наличие положительного эмоционального микроклимата;

• умение отбирать содержимое учебного    материала    (подбор             дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого ,            материала, направленного на усво­ение учащимися системы знаний);

• способность к анализу педаго­гических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической де­ятельности;

• умение корректировать свою де­ятельность;

• умение обобщать свой опыт;

• умение составлять и реализовы­вать план своего развития.

1.9. Методы контроля над дея­тельностью учителя:

• анкетирование;

• тестирование;

• социальный опрос;

• мониторинг;

• наблюдение;

• изучение документации;

• анализ самоанализа уроков;

• беседа о деятельности учащих­ся;

• результаты учебной деятельно­сти учащихся.

1.10. Методы контроля над ре­зультатами учебной деятельности:

• наблюдение;

• устный опрос;

• письменный опрос;

• письменная проверка знаний (контрольная работа);

• беседа, анкетирование, тести­рование;

• проверка документации.

1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде пла­новых или оперативных прове­рок, мониторинга, проведения ад­министративных работ. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляет­ся в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспе­чивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводит­ся до членов педагогического кол­лектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуще­ствляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обраще­ниях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситу­аций в отношениях между участни­ками образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного реше­ния задач управления качеством образования (результаты образова­тельной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организа­ция питания, выполнение режим­ных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педаго­гического мастерства и т.д.). Внутришкольный контроль в виде административной работы осу­ществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успева­емости и промежуточной аттеста­ции обучающихся.

1.12. Виды внутришкольного кон­троля:

— предварительный — предвари­тельное знакомство;

— текущий — непосредственное наблюдение за учебно-воспита­тельным процессом;

— итоговый — изучение результа­тов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год.

1.13. Формы внутришкольного контроля:

 персональный;

 тематический;

 классно-обобщающий.

1.14. Правила внутрйшкольного контроля:

— внутришкольный контроль осу­ществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объе­динений, другие специалисты;

— в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле мо­гут привлекаться сторонние (ком­петентные) организации и от­дельные специалисты;

— директор издает приказ (указание) о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых матери­алов, план-задание;

- план-задание определяет воп­росы конкретной проверки и дол­жно обеспечить достаточную ин­формированность и сравнимость результатов внутришкольного кон­троля для подготовки итогового документа по отдельным разде­лам деятельности школы или дол­жностного лица;

— продолжительность тематичес­ких или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с по­сещением не более 5 уроков, за­нятий и других мероприятий;

— эксперты имеют право запрашивать необходимую информа­цию, изучать документацию, отно­сящуюся к предмету внутришколь­ного контроля;

- при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образова­ния, о них сообщается директору школы;

— экспертные опросы и анкетиро­вание обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологом  школы;

— при проведении планового кон­троля не требуется дополнитель­ного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных слу­чаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного пре­дупреждения;

— при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;

— в экстренных случаях педагоги­ческий работник предупреждается не менее чем за 1 день до посеще­ния уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законо­дательства об образовании).

1.15. Основания для внутришкольного контроля:

— заявление педагогического ра­ботника на аттестацию;

— плановый контроль;

— проверка состояния дел для под­готовки управленческих решений;

— обращение физических и юри­дических лиц по поводу нарушений в области образования.

1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного кон­троля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу.  Итоговый материал должен содер­жать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложе­ния. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента за­вершения проверки. Педагогические работники после

ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать за­пись в итоговом материале о не­согласии с результатами контроля в целом или по отдельным фак­там и выводам и обратиться в кон­фликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования. По итогам внутришкольного конт­роля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

а) проводятся заседания педагогического совета или методического объединения, производственные совещания, рабочие совещания с педаго­гическим составом;

б) сделанные замечания и предло­жения фиксируются в документа­ции согласно номенклатуре дел школы;

в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагоги­ческих работников, но не являют­ся основанием для заключения, экспертной группы.

1.17. Директор школы по резуль­татам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

— об издании соответствующего приказа;

— об обсуждении итоговых мате­риалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

— о проведении повторного конт­роля с привлечением определен­ных специалистов (экспертов);

— о привлечении к дисциплинар­ной ответственности должностных лиц;

— о поощрении работников;

— иные решения в пределах своей компетенции.

1.18. О результатах проверки све­дений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а так же в обращениях и запросах дру­гих граждан и организаций, сооб­щается им в установленном по­рядке и в установленные сроки.

 

II. Личностно-профессиональный  контроль

2.1. Личностно-профессиональный контроль предполагает изу­чение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2. В ходе персонального конт­роля руководитель изучает:

— уровень знаний учителя в облас­ти современных достижений психо­логической и педагогической науки, профессиональное мастерство учи-

деля;

— уровень овладения учителем технологиями развивающего обу­чения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

— результаты работы учителя и пути их достижения;

— способы повышения професси­ональной квалификации учителя.

2.3. При осуществлении персо­нального контроля руководитель имеет право:

— знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими програм­мами (тематическим планировани­ем, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методи­ческого объединения и может корректироваться в процессе рабо­ты), поурочными планами, классны­ми журналами, дневниками и тетра­дями учащихся, протоколами роди­тельских собраний, планами воспи­тательной работы, аналитическими материалами учителя;

— изучать практическую деятель­ность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприя­тий, занятий кружков, факультати­вов, секций;

— проводить экспертизу педагогической деятельности;

— проводить мониторинг образо­вательного процесса с последую­щим анализом полученной инфор­мации;

— организовывать педагоги­ческие исследования: анкетирова­ние, тестирование учащихся, ро­дителей, учителей;

— делать выводы и принимать уп­равленческие решения.

2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

— знать сроки контроля и крите­рии оценки его деятельности;

— знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

— своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями ад­министрации;

— обратиться в конфликтную ко­миссию профкома школы или вы­шестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

2.5. По результатам персонально­го контроля деятельности учителя оформляется справка.

 

III. Тематический контроль.

3.1. Тематический контроль про­водится по отдельным проблемам деятельности школы.

3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциа­ции, коррекции обучения, устране­ния перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

3.3. Тематический контроль на­правлен не только на изучение фак­тического состояния дел по конк­ретному вопросу, но и на внедре­ние в существующую практику тех­нологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой раз­вития школы, проблемно-ориенти­рованным анализом работы школы по итогам учебного года.

 3.5. Члены педагогического кол­лектива должны быть ознакомле­ны с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

3.6. В ходе тематического контро­ля:

— проводятся тематические ис­следования (анкетирование, тес­тирование);

— осуществляется анализ практи­ческой деятельности учителя, классного воспитателя, классно­го руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посе­щение уроков, внеклассных ме­роприятий, занятий кружков, сек­ций; анализ школьной и классной документации.

-;3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде зак­лючения или справки.

-  3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тема­тического контроля на заседани­ях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, за­седаниях методических объедине­ний.

- 3.9. По результатам тематическо­го контроля принимаются меры, направленные на совершенство­вание учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся. , 3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним до­кументом.

 

 

IV. Классно-обобщающий контроль

4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

4.2. Классно-обобщающий конт­роль направлен на получение информации о состоянии образова­тельного процесса в том или ином классе или параллели.

4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспита­тельной работы в отдельном клас­се или классах:

— деятельность всех учителей;

— включение учащихся в познава­тельную деятельность;

— привитие интереса к знаниям;

— стимулирование потребности в самообразовании;

— сотрудничество учителя и уча­щихся;

— социально-психологический климат в классном коллективе.

4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно - ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определя­ется необходимой глубиной изуче­ния состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

4.6. Члены педагогического кол­лектива предварительно знако­мятся с объектами, сроком, це­лями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводят­ся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместите­лях, классные часы, родительские собрания.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz